В 2024 году рекламный рынок России активно обсуждает насущные вопросы и проблемы: рост рекламного рынка в рублях и стагнацию в долларах, фрод, медиаинфляцию, проблемы с картами и карты Таро, которые помогают выигрывать в тендере.
Но не обсуждает один очень интересный тренд, который верно и неумолимо приближается к нам. Речь о массовом выходе бизнеса на биржу или, как это часто называют, на IPO.
Давайте посмотрим статистику:
Если посмотреть статистику, то число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже (MOEX), по итогам ноября 2023 года достигло 29,2 млн. Они открыли 50,9 млн счетов. В декабре 2023 года сделки на Московской бирже заключали 3,7 млн частных инвесторов. Доля физлиц в объеме торгов акциями составила 76%, в объеме торгов облигациями — 33%, на спот-рынке валюты — 16%, на срочном рынке — 68%.
Получается, что 80% фондового рынка — это физические лица.
Отсюда следует довольно логичный вывод, что выход компании на IPO — это не просто привлечение финансов с рынка.
Это инструмент маркетинга. Выход на IPO привлекает много внимания и выводит компанию в принципиально новое публичное пространство.
Это продажи. IPO помогает быстро нарастить клиентскую базу и выращивать десятками и сотнями тысяч амбассадоров бренда — владельцев акций.
Это маркетинг репутации. Ошибки в коммуникациях приведут к снижению рыночной стоимости.
Все это будет требовать новых подходов в маркетинге, который повлечет за собой не только инвестиции в продажи, но и активную работу в публичном поле: создание контента, поддержка имиджа и репутации.
В современной медиасреде вы не знаете, что и где о вас и вашем бизнесе придумают. И большинство людей не читают дальше заголовков. Это может привести к серьезным флуктуациям стоимости компании на бирже.
Поэтому к IPO нужно готовиться заранее — желательно с профессионалами. Чем сильнее бренд, тем успешнее проходит IPO. Многие люди, которые торгуют на бирже, смотрят на известность и силу бренда и, не сильно вникая в его финансовые показатели, сразу несут свои деньги, потому что знают и доверяют.
При этом для компаний, которые уже являются публичными, одно неосторожное движение может стать очень дорогим. Одним из ярких примеров подобных неудачных кейсов считается кейс Positive Technologies.
13 октября 2023 года, в пятницу вечером, во время одного из публичных мероприятий, менеджмент Positive Technologies объявляет о планах допэмиссии.